классный руководитель

классный руководитель

Утверждаю

 

 МБОУ НОШ с.Тэрэпхэн

Т.М.Галсанова

      

 

 ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

 I.Общие положения

            Практика учреждения образования, история развития школы убедительно доказывает ведущую роль классного руководителя в формировании личности учащегося.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ об организации воспитательной работы в ОУ и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2.Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе.

1.3.В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями законодательства о правах ребенка и их гарантиях, Конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы и настоящего Положения.

1.4.Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5.Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по УВР. Координацию работы и общее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по ВР.

1.6.За выполнение обязанностей классного руководителя устанавливается доплата, размер которой определяется «Положением  о доплатах и надбавках к должностным окладам работников школы» и выплачивается денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в рамках национального проекта «Образование».

1.7.Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительским комитетами, социальным педагогом, психологом, старшей вожатой и руководителями кружков по интересам и спортивных секций.

II.Основные задачи и функции классного руководителя

2.1.Основными задачами классного руководителя являются:

* формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

* организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

* обеспечение благоприятного психологического климата в классе;

* формирование здорового образа жизни;

* формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

2.2.К основным функциям классного руководителя относятся:

а/ аналитическая:

* изучение индивидуальных особенностей учащихся;

      * изучение и анализ развития классного коллектива;

      * анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

      * анализ и оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива

      б/ организационно-педагогическая:

* организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

      * установление связи школы и семей учащихся;

      * организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

      * организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов» и т.д.

      в/ коммуникативная:

* регулирование межличностных отношений между учащимися;

      * установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик»

      * создание общего благоприятного психологического климата в коллективе;

      * оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

III.Подготовка и общие условия работы классных руководителей

      Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:

* знания по педагогической и возрастной детской психологии, социальной психологии;

      * знания теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;

      * знание Закона РФ «Об образовании», Конвенции «О правах ребенка»;

      * знание школьной гигиены, педагогической этики;

      * знание основ трудового законодательства;

      * организаторские умения и навыки;

      * коммуникативные способности;

      * высокая духовная культура.

      Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:

      *материально-техническое обеспечение организуемой или воспитывающей деятельности;

      *организационно-методическая помощь со стороны руководства Учреждения образования.

IУ.Организация работы классного руководителя

1.Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава школы, настоящего Положения.

2.Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

А) Классный руководитель ежедневно:

- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет  причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;

- организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;

- организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

Б) Классный руководитель еженедельно:

- проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;

- проводит час классного руководителя (классный час) по расписанию и в соответствии с планом воспитательной работы и делать соответствующую запись в классном журнале;

- организует работу с родителями по ситуации;

 

- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.

В) Классный руководитель ежемесячно:

- решать хозяйственные вопросы в классе;

- организует заседание родительского комитета класса;

- организует работу классного актива.

Г) Классный руководитель  в течение учебной четверти:

- оформляет и заполняет классный журнал;

 

- проводить  анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;

- проводить коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

- проводить классное родительское собрание;

- представлять в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть.

Д) Классный руководитель ежегодно:

- оформляет личные дела учащихся;

- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

- составляет план воспитательной работы в классе ( план классного руководителя );

- собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса ( успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, анализ воспитательной работы по установленному образцу).

3.Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.

 

У.Права классного руководителя.

            Классный руководитель имеет право:

·         регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников;

·         контролировать результаты учебной деятельности каждого учащегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим учащимся;

·         выносить на рассмотрение  родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени;

·         получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы;

·         самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями ( законными представителями ) не имеющими расхождения с воспитательной программой школы, творчески применять новые методы, формы, приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом – «не навреди»;

·         приглашать в школу родителей ( законных представителей ) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя или другим вопросам;

·         не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим Положением;

·         классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов;

·         участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, профсоюза и других общественных органов школы.

УI.Классный руководитель не имеет права:

            - унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывать клички, навешивая ярлыки и т.п.;

            - использовать оценку (школьный бал) для наказания или расправы над учеником;

            - злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

            - использовать семью ( родителей или родственников) для наказания;

            - обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

VII. Классный руководитель должен уметь:

            - общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

            - видеть и формулировать свои воспитательные цели;

            - создавать план воспитательной работы в собственном классе;

            - организовать воспитательные мероприятия;

            - организовать и провести родительское собрание;

            - пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.

 

VIII.Критерии оценки работы классного руководителя:

            основными критериями оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся. Определенным критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.